Нарушение речи Что это такое
Нарушение речи — это расстройства вербальной коммуникации и смежных функций, например, речевой моторики. Они могут проявляться от неправильного произношения отдельных звуков до полной утраты способности понимать и воспроизводить речь.
У детей проблема чаще связана с наследственной предрасположенностью, врожденными причинами и осложнениями беременности. У взрослых расстройства возникают после инсульта, на фоне опухолей и инфекций головного мозга.
Причины
Нарушения речи у детей могут развиваться вследствие:
- внутриутробных патологий, возникающих с 4-й по 16-ю неделю беременности;
- эндокринных и вирусных заболеваний матери во время вынашивания ребенка;
- родовых травм и асфиксии, вызывающих кислородное голодание мозга;
- тяжелых инфекционных заболеваний (например, менингоэнцефалита) и серьезных расстройств ЖКТ в раннем возрасте;
- травм головы с сотрясением мозга;
- генетической предрасположенности.
У взрослых нарушения речи чаще связаны с инсультами и ростом злокачественных новообразований, которые сдавливают речевые центры в головном мозге или поражают органы артикуляции.
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 06 Ноября 2025 года
Все факты были проверены врачом.
Типы нарушений
Существуют разные формы расстройств речи:
- дизартрия — нарушение произношения вследствие проблем с иннервацией речевого аппарата; приводит к ограниченной подвижности языка, мягкого неба, губ и затрудненной артикуляции;
- заикание — сбой ритма и плавности речи, повторение звуков и слогов; связано с судорогами мышц речевого аппарата и сбоями дыхания;
- дислалия — нарушение произношения отдельных звуков, которые отсутствуют, искажаются или заменяются; бывает физиологической (в норме у детей), аудиогенной (при нарушении слуха) и функциональной (при отсутствии коррекции логопеда);
- афазия — полное или частичное нарушение уже сформировавшейся речи; может быть моторной (афазия Брока), сенсорной или кондуктивной в зависимости от поражения определенных зон мозга.
Диагностика
Для постановки диагноза проводят:
- осмотр и тесты, включая нейропсихологические;
- сбор информации от родителей, педагогов (для ребенка);
- аппаратную диагностику головного мозга — компьютерную или магнитно-резонансную томографию.
К какому врачу обратиться
При подозрении на речевые нарушения у ребенка обратитесь к логопеду. Если проблема обусловлена поражением головного мозга, необходима консультация невролога. Физиологические дефекты артикуляционного аппарата устраняет хирург, а у пожилых пациентов при нарушениях речи может потребоваться участие психиатра и реабилитолога.
Лечение
В клинике ЦМРТ лечение подбирается индивидуально, с учетом типа нарушения:
- при заикании логопед проводит специальные занятия и обучает родителей домашней терапии;
- при дизартрии логопедическую работу дополняют медикаментозными препаратами, физиопроцедурами, лечебными ваннами, иглоукалыванием;
- при афазии терапия направлена на коррекцию речи и устранение причины — лечение может быть медикаментозным или хирургическим.
Последствия
Прогноз зависит от вида нарушения:
- дизартрия обычно хорошо поддается коррекции, но в тяжелых случаях возможны только частичные улучшения;
- заикание может вызывать трудности социализации, чувство неполноценности, тревожность;
- дислалия полностью корректируется при раннем выявлении;
- афазия лучше всего лечится в раннем возрасте, особенно сложно восстанавливать речь при акустико-гностическом варианте в 5–7 лет.
Профилактика
- У детей: будущей матери стоит отказаться от вредных привычек, пролечить хронические болезни до зачатия, поддерживать иммунитет во время беременности, избегать инфекций;
- у взрослых: профилактика инсульта — контроль артериального давления, лечение гипертензии, отказ от вредных привычек, снижение веса; регулярные плановые осмотры у онколога.
Комментарии 0
Комментариев пока нет