Нарушение почерка причины, способы диагностики и лечения
Нарушение почерка — совершение простых ошибок в письменной речи, которые возникли на фоне проблем речевого аппарата. Альтернативное название симптома — дисграфия, подразумевает замену или пропуск букв, слов. Чаще диагностируется у детей. Болезнь, вызвавшая нарушение письменной речи, не исчезает самостоятельно. Для избавления от симптома требуется консультация невролога.
Причины нарушения почерка
Выделяют несколько факторов, провоцирующих нарушение письменной речи:
- злокачественные и доброкачественные новообразования, которые локализуются в ЦНС;
- болезнь Паркинсона, чаще диагностируют в пожилом возрасте;
- злоупотребление спиртными напитками;
- болезнь Альцгеймера;
- эссенциальный тремор — патология, передающаяся по наследству, характеризуется дрожью верхних конечностей;
- зависимость от наркотических препаратов или никотина;
- неправильный прием лекарств;
- частые эмоциональные перенапряжения;
- аномальное строение пальцев верхних конечностей, мешающие правильно держать ручку;
- физически повреждения опорно-двигательного аппарата;
- заболевания центральной нервной системы и верхних конечностей;
- риск нарушения почерка у ребенка возрастает, если во время вынашивания плода женщина страдала от инфекционного возбудителя, злоупотребляла алкогольными напитками, курила;
- затяжные роды;
- физические повреждения головы;
- воспалительный процесс оболочек головного мозга;
- хронические соматические болезни;
- отклонения в работе речевого аппарата окружающих людей;
- нехватка общения в детстве;
- частое “сюсюканье” с малышом;
- задержки психического развития;
- нехватка внимания;
- инсульт;
- наследственный фактор;
- длительное лечение в стационарных условиях;
- раннее начало обучения письменной речи;
- атеросклеротическое поражение сосудов головного мозга;
- загрязненная окружающая среда;
- недостаточная концентрация витамина Д в организме.
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 10 Сентября 2024 года
Все факты были проверены врачом.
Типы нарушения почерка
Симптом классифицируют, учитывая несформированность навыков письма и психических функций:
Акустическое нарушение почерка
Характеризуется нарушенным распознаванием звуков. Больной не может различать схожие гласные, путает “О” и “У”, согласные звуки. Акустическое нарушение почерка характеризуется правильным произношением звуков у больного.
Оптическое нарушение почерка
Чаще диагностируется у пациентов младшего школьного возраста. Характеризуется несформированностью пространственных представлений у больного. Пациент добавляет лишние элементы при написании букв, различные крючки, палки. Ребенок путает буквы, которые близко расположены друг к другу в алфавите. Чаще диагностируется у левшей.
Аграмаматическое нарушение почерка
Развивается при несовершенстве грамматической речи. Больной не в состоянии правильно связать большинство слов. Заменяет названия фруктов и других вещей. Пациенту трудно подобрать синоним к слову, описать что-либо. В письменной речи это выражается ошибками при образовании множественной формы, уменьшительно-ласкательных слов и прилагательных.
Артикуляторно-акустическое нарушение почерка
В устной речи больной неправильно произносит звуки, в письменной это отображается, как “сапавный заяс”. При замене звуков в устной речи пациент меняет буквы и на бумаге.
Нарушение почерка из-за недоразвитости языкового анализа
Развивается при отклонениях в восприятии и анализе. Больному трудно выявить звук из слога, определить его порядковый номер в слове. Пациент путает понятия слогов и звуков.
Неспецифическое нарушение почерка
Развивается при отклонениях в психическом развитии, когда больному не уделяли должного внимания в детстве.
Диагностика
Диагностика подразумевает анализ письменной и устной речи. В зависимости от полученной информации составляют курс лечения. Пациенту назначают консультации окулиста, невролога и других специалистов. Сформированность речи определяет логопед. Врач исследует моторику пациента, определяет ведущую руку. Доктор проверяет словарный запас, грамотность речи, способность распознавать звуки, отображать слова на бумаге. Для определения причины возникновения синдрома проверяют слух, состояние центральной нервной системы. При необходимости назначают компьютерную томографию и МРТ. В сети клиник ЦМРТ обследование подразумевает следующие методы:
К какому врачу обратиться
При первых проявлениях симптома обратитесь к неврологу. Он оценит состояние центральной нервной системы и поставит диагноз либо направит к соответствующему специалисту: например, к ортопеду при аномалии развития костной ткани или к травматологу при травматических поражениях.
Лечение нарушения почерка
Полная коррекция возможна при своевременной терапии. Больному требуется поддержка близких. Процесс лечения занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Чем старше больной, тем труднее процесс корректировки письменной речи. Пациента направляют к специалистам разного профиля. Логопед составляет комплекс упражнений для восполнения пробелов в речи, формирует пространственное представление и моторику у больного. Пациенту назначают письменные упражнения для развития памяти и мышления, формирование различий между схожими звуками и буквами. С больными детьми играют в речевые игры. Чтобы вылечить акустическую дисграфию используют задания для фонемного распознавания. Лекарства используют чтобы избавиться от боли и устранить органические причины нарушения почерка. Пациента направляют на физиотерапевтические процедуры, массаж, составляют комплекс физических упражнений. В сети клиник ЦМРТ используют следующие методы лечения:
Осложнения
При отсутствии своевременной помощи увеличивается риск возникновения осложнений:
- больной ребенок не в состоянии освоить программу по школьным предметам;
- интеллектуальное отставание от сверстников;
- постоянное чувство тревоги;
- замкнутость;
- депрессивный синдром;
- асоциальное поведение.
Профилактика нарушения почерка
Избежать осложнений и предотвратить возникновение симптома помогут следующие правила:
- вовремя начать развивать ребенку память, внимательность, пространственное восприятие;
- избегать умственного перенапряжения, физических повреждений;
- отказаться от употребления спиртного во время беременности;
- избегать стрессовых ситуаций;
- при возникновении первых признаков расстройства процесса письма обратиться к врачу;
- раз в год проходить профилактический осмотр;
- ежедневно заниматься спортом;
- раз в 6 месяцев пропивать курс витаминов.
Комментарии 0
Комментариев пока нет