Нарушение почерка причины, диагностика и лечение
Нарушение почерка (дисграфия) — это расстройство письменной речи, при котором появляются ошибки в написании слов: замена или пропуск букв, искажение структуры слов. Симптом чаще диагностируется у детей, но может встречаться и у взрослых, особенно при заболеваниях центральной нервной системы. Дисграфия не проходит самостоятельно и требует профессиональной коррекции. При первых проявлениях важно обратиться к неврологу.

Причины нарушения почерка
Факторы, провоцирующие расстройства письменной речи:
- новообразования головного мозга;
- болезнь Паркинсона (чаще у пожилых пациентов);
- злоупотребление алкоголем;
- болезнь Альцгеймера;
- эссенциальный тремор с дрожью верхних конечностей;
- зависимость от наркотиков или никотина;
- неправильный прием лекарств;
- эмоциональные перенапряжения;
- аномальное строение пальцев, мешающее правильно держать ручку;
- травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата;
- неблагоприятные факторы во время беременности (инфекции, алкоголь, курение);
- осложненные или затяжные роды;
- черепно-мозговые травмы;
- воспалительные заболевания головного мозга;
- недостаток речевого общения в детстве;
- задержки психического развития;
- недостаток внимания;
- инсульт;
- наследственный фактор;
- длительное пребывание в стационаре;
- слишком раннее обучение письму;
- атеросклероз сосудов головного мозга;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- дефицит витамина D.

Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 10 Сентября 2025 года
Все факты были проверены врачом.
Типы нарушения почерка
Выделяют несколько форм дисграфии:
- акустическая — трудности в различении звуков, при правильном произношении пациент путает схожие буквы (например, «О» и «У»);
- оптическая — чаще у младших школьников, характеризуется несформированностью пространственного восприятия; ребенок добавляет лишние элементы к буквам, путает схожие графемы;
- аграмматическая — связана с нарушением грамматической речи, в письменных текстах проявляется заменой слов, ошибками в окончаниях и согласовании;
- артикуляторно-акустическая — ошибки письма связаны с нарушением произношения звуков, например, «сапавный заяс»;
- при недоразвитости языкового анализа — ребенку трудно выделить звук из слога, определить его место в слове, различить слоги и звуки;
- неспецифическая — возникает при психическом недоразвитии и отсутствии внимания к ребенку в раннем возрасте.
Диагностика
Диагностика основывается на анализе письменной и устной речи. Логопед оценивает словарный запас, грамотность, способность различать звуки и переносить их на письмо. Дополнительно проверяют моторику, слух, состояние центральной нервной системы. При необходимости назначают КТ или МРТ головного мозга.
Диагностика включает:
- консультацию невролога, логопеда, при необходимости — окулиста и ортопеда;
- тестирование устной и письменной речи;
- оценку моторных навыков, ведущей руки, пространственного восприятия;
- инструментальные исследования (МРТ, нейрофизиологические тесты).
К какому врачу обратиться
Первичная консультация проводится у невролога. В зависимости от причин могут потребоваться консультации логопеда, ортопеда, травматолога или психиатра.
Лечение нарушения почерка
Коррекция эффективна при раннем начале терапии и поддержке семьи. В среднем лечение занимает от нескольких месяцев до нескольких лет.
Для лечения нарушений почерка применяется комплексный подход:
- индивидуальные занятия с логопедом для формирования навыков письма и речи;
- упражнения для развития памяти, внимания, пространственного мышления;
- письменные тренировки и речевые игры для детей;
- фонематические задания при акустической дисграфии;
- медикаментозная терапия при органических поражениях мозга;
- физиотерапия, массаж и ЛФК для улучшения моторики.
Осложнения
При отсутствии помощи возможны:
- трудности в обучении, невозможность освоить школьную программу;
- интеллектуальное отставание от сверстников;
- тревожность и замкнутость;
- депрессивные состояния;
- асоциальное поведение.
Профилактика нарушения почерка
Чтобы снизить риск дисграфии, рекомендуется:
- развивать у ребенка память, внимание и пространственное восприятие с раннего возраста;
- избегать эмоциональных и физических перегрузок;
- отказаться от алкоголя и курения во время беременности;
- снижать стрессовые нагрузки;
- обращаться к врачу при первых признаках нарушения письма;
- проходить профилактические осмотры раз в год;
- заниматься спортом и укреплять общее здоровье;
- регулярно принимать витаминные комплексы по назначению врача.
Комментарии 0
Комментариев пока нет